Представляете ли вы сейчас свою жизнь без компьютера? А телефона???
Поколение современных родителей росли, и постепенно погружались в цифровой мир, некоторые, например, помнят свое детство, в котором мультики по телевизору были только в определенное время.
А наши дети??? Они уже родились в цифровом мире, где гаджеты (телевизоры, телефон, планшет, компьютер, игровые приставки и шлемы виртуальной реальности) его неотъемлемая часть. Сегодня, цифровое детство – это естественно. Дети, еще не умея ходить, уже умеют обращаться со смартфонами, ноутбуками и планшетами. При правильном подходе со стороны родителей гаджеты помогают ребенку развиваться, учиться считать и писать, изучать новые понятия.
Родители часто обеспокоены такими вопросами:
- Когда знакомить ребенка с телевизором (планшетом, телефоном)?
- Сколько времени в день безопасно для ребенка проводить с гаджетами?
- Как отвлечь ребенка от планшета, если он этого требует?
- Как понять, когда стоит бить тревогу, и говорить о зависимости от гаджетов?
Что делать, чтобы показать ребенку, что окружающий мир интереснее, чем виртуальный?
- Искать любую возможность, когда родители дома – провести время с ребенком, пообщаться, поговорить, рассказать о себе. Сделать общение со мной интересным.
- Совместные настольные игры с семьей. Все вместе играйте в различные настольные игры, в которых есть и элемент общения, и игры – как аналог замены цифровых игр.
- Предлагала и поддерживала любую возможность совместного выхода ее одноклассников на прогулку, или приглашала к нам домой.
- Показывайте интерес к книгам, читайте сами и рассказывайте детям о том, как интересно там написано. Искать книги, которые могли бы заменить планшет и вызвать интерес у дочери.
Конечно, с маленькими детьми и сложно, и легко одновременно. Сложнее: что маленьким детям (конечно, в зависимости от возраста) не всегда можно объяснить и договориться об использовании гаджета. Легче: в том, что вам, как родителям, необходимо выработать определенную родительскую позицию к использованию гаджета нашим ребенком, и всем членам семьи следовать ей.
Итак, как сформировать здоровое использование гаджета ребенком:
- Не запрещать использование планшета, телефона ребенком – а выработать здоровое отношение к данным устройствам. В случае запрещения – это становится вожделенным объектом, а все мы помним, что «запретный плод – сладок».
- В случае, если уже есть высокое желание постоянно смотреть мультики/ играть, то обсудить (если позволяет возраст), и/ или сразу ограничить время использования до 3 часов в день (не разово, а по 30-40 минут за один раз).
ВАЖНО! Взрослым, быть готовыми отвлекать и понемногу заинтересовывать ребенка другими играми/ общением/ играми со сверстниками в период отсутствия постоянного «заменителя» реальности (гаджета) у ребенка. Если период проведения за гаджетом в день выше чем 3 часа, то снижать период проведения постепенно, уменьшая по 30-40 минут, доводя максимально до 3 часов в день.
3. Изменить качество использование гаджета - с игр, на развивающие головоломки, или увлекательные викторины, с фильмов - на поиск информации. С одинокого использования планшетом ребенка - на совместное времяпрепровождение родителя и ребенка, рассказ о том, что происходит, анализ и затем обсуждение того, что было. Использовать гаджет как помощник при необходимости длительного ожидания в очереди, перелете, а не как ежедневное "выключение" ребенка.
4. Самим меньше использовать телефоны/ телевизор! Да-да – личный пример, это ключевой фактор успеха. А если вы сами постоянно у телевизора, или в телефоне, то ждать, что ребенок будет сидеть рядом и читать книги, или складывать кубики – глупо.
Наконец, самый главный подход в «борьбе» с гаджетами:
С любовью показать ребенку, что реальность гораздо интереснее, чем иллюзорный мир гаджета.